Газета «Вестник»
Архив

№ 15 (641)
21 апреля 2003


Заголовки в формате RSS

Факторы риска


7 апреля во всем мире отмечался День здоровья. В этом году Всемирная организация здравоохранения проводит его под девизом: 'Здоровые условия для детей — залог будущей жизни’.

Что делается в российской школе для того, чтобы дети были не только умнее, но и здоровее?

Об этом рассказала журналистам заместитель Министра образования РФ Елена Чепурных.

Лишь 10 процентов выпускников выходят из школы здоровыми детьми.

Пугающая статистика нашей действительности. Но прежде чем обрушивать на школу наш праведный родительский гнев, попробуем разобраться.

Для начала приходится признать, что многие первоклашки переступают школьный порог не только с цветами и новенькими ранцами, но и с многочисленными диагнозами в медицинских картах. С годами, проведенными в школе, записи в медкартах становятся все чаще и выглядят разнообразнее. Ухудшение зрения, нарушение осанки, расстройства нервной системы, гастрит — это далеко не полный перечень проблем, которые успевают нажить себе 'практически здоровые’ дети за годы учебы в школе. Каковы же основные, как выразилась Елена Чепурных, 'школьные факторы риска’?

Прежде всего, это практикуемая в нашей школе с незапамятных времен 'стрессовая педагогика’. Красные чернила в тетради, двойка в журнале, замечание в дневнике, постоянные 'ты не прав’, 'ты не должен так делать’, 'родителей в школу’… Это давит на ребенка. Он сначала боится, потом замыкается, затем раздражается, а ближе к 11 классу — просто тихо ненавидит враждебно настроенную по отношению к его индивидуальности систему.

Правда, подвижки в этом плане уже есть. В большинстве школ теперь не ставят отметки в первом классе — дабы не травмировать нежную детскую психику. Но, как считает Елена Чепурных, эта добрая традиция должна распространиться на все младшее звено. 'Кроме того, у нас уже есть пять новых методик преподавания в начальной школе. Все они предполагают 'физкультминутки“, — рассказывает замминистра. Для снятия постоянного напряжения у младших школьников будут вводиться интегрированные курсы.

Психология ребенка вообще и 'трудных’ детей в частности — вопрос сложный. Поэтому в системе среднего образования будут создаваться специальные психологические центры. Там будут заниматься проблемами поведения и социальной адаптации детей. За последние 10 лет в российских школах появились 64 тысячи штатных психологов, но этого, видимо, оказалось мало. Не в состоянии один человек разрешить все проблемы большого и разновозрастного школьного коллектива. Тем более, часто помощь психолога требуется не только детям, но и педагогам.

Другой фактор риска состоит в том, что учебный процесс становится все интенсивнее год от года. Нагрузки явно не соответствуют возрасту учащихся. В Министерстве образования рассчитывают на то, что новые школьные стандарты смогут хотя бы отчасти разгрузить детей. Некоторые разделы наук разработчики стандартов решили перенести в старшую профильную школу. Таким образом, базовая (обязательная для всех) программа станет легче, но старшеклассникам придется попотеть во время изучения профильных курсов.

Наконец, к школьному фактору риска относится и то обстоятельство, что за прошедшее десятилетие практически не велась никакая работа по пропаганде физкультуры и здорового образа жизни. Никто не занимался тем, чтобы пропагандировать 'моду на здоровье’.

Сейчас ситуация начала выправляться. Скоро во всех российских школах появится третий час физкультуры. Причем, по мнению Елены Чепурных, нормативы по физкультуре следует отменить. Часто детям, обучающимся в одном классе, необходимы совсем разные физические нагрузки: кому-то лечебно-коррекционная физкультура, кому-то занятия футболом и волейболом, а кому-то — ушу или аэробика. (К примеру, в Чувашии и Самарской области такая индивидуальная система проведения физкультурных занятий уже успешно практикуется).

’Помимо уроков физкультуры, с большей пользой для здоровья должны использоваться и перемены. Во время них дети могли бы не просто стоять в коридоре или драться портфелями, а заниматься на безопасных тренажерах, установленных не в спортзале, а в холлах“, — говорит Елена Чепурных.

Где же взять столько денег на оборудование? 'На обеспечение школ спортивным инвентарем федеральный бюджет уже выделил 300 млн. руб. По 350 млн. руб. будет перечисляться школьному образованию на физкультурно-оздоровительные цели еще три года подряд’, — сказала Елена Чепурных. В этом году всем необходимым инвентарем удалось обеспечить 10 тыс. школ.

Есть и другая проблема. Откуда появятся в таком количестве учителя физкультуры, которых и так не хватает в школе? Проблему кадров собираются решать за счет более активного привлечения к педагогической практике студентов институтов физкультуры. И в первую очередь, преподавателей-мужчин. Разумеется, здесь возникает вопрос — как быть с отсрочкой от армии, которая для городских педагогов в настоящее время не предоставляется?

Заместитель министра Елена Чепурных сообщила сенсационную новость. Между Министерством образования и Министерством обороны достигнуто соглашение по решению данной проблемы. В правительство направлен проект Указа Президента о предоставлении отсрочек педагогам сельских и городских школ, общей численностью 15 тысяч человек. При этом будет внесена поправка в Закон о всеобщей воинской обязанности, согласно которой будет отменена действующая отсрочка от службы в армии для учителей сельских школ. Кому из учителей (городских или сельских) предоставить 'педагогическую’ отсрочку, будут решать местные органы образования совместно с военкоматами. Учебная нагрузка у них будет полной — 18 часов в неделю, а не как раньше — 2–3 часа.

Правомерен вопрос — не уменьшится ли количество учителей-мужчин в российских школах? 'Не уменьшится, — сообщила Елена Чепурных. — До сих пор по отсрочке освобождались не более 12 тысяч учителей. Теперь эта цифра поднимется до 15 тысяч человек». В случае подписания данного Указа его действие начнется не ранее следующего (осеннего) набора военнослужащих.

Храмам науки, как и любым другим зданиям, свойственно ветшать. А ремонт — это большая проблема. Перевод школ с муниципальных бюджетов на региональные поможет, по мнению Елены Чепурных, 'привести здания в надлежащий вид’. Напомним, что за зарплату учителей и учебные расходы теперь будут отвечать региональные бюджеты, а муниципалитетам придется 'поднатужиться’ и осилить хотя бы ремонт и коммунальные платежи.

Точно так же поделить расходы между бюджетами разных уровней предлагается и в таком немаловажном деле, как горячее питание школьников. 'За младшую школу может заплатить федеральный бюджет, за среднюю — региональный, за старшую — муниципальный. Все дети должны получать питание в школе, и не менее двух раз в день, — считает Елена Чепурных. — И я не согласна с тем, что кормить бесплатно нужно только детей из малообеспеченных семей. Делить школьников на бедных и богатых нельзя’.

Решать проблемы как здоровья, так и занятости детей поможет школа полного дня, которая будет постепенно вводится в России. За эту сложную задачу активно примутся года через два, после того, как все школы страны будут оснащены Интернетом и спортинвентарем. Школу полного дня не надо путать с привычной 'продленкой’. Новая форма должна совместить образовательное и досуговое учреждение. Опыт создания таких школ уже есть в Самаре. Согласно планам Минобразования, в таких школах будут тренажерные залы, домашние кинотеатры и Интернет-кафе.

Предыдущая статья  Следующая статья
Архив
Ульяновский государственный университет

Главный редактор: Хохлов Д.Г.

Адрес:
432700 г.Ульяновск
ул. Водопроводная, д.5

Телефоны:
67-50-45, 67-50-46

Газета зарегистрирована
28.03.1996 г. Поволжским регионалным управлением Госкомпечати. С 1335.

Site design:
Виорика Приходько

Programming:
Олег Приходько,
Константин Бекреев,
Дмитрий Андреев

[Valid RSS]


Свежий номер   |   О нас   |   Для рекламодателей   |   Доска объявлений   |   Письмо в редакцию   |   Ссылки

Copyright © Вестник, 2001-2019